Современная система образования
устарела. Она вырывает из жизни 15-20 лет и выращивает неприспособленных к
жизни людей. Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться
в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни
гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе.
Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением
навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и
навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников.
И не важно, учились вы в университете или нет. Конечно, в университете можно
научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к
успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить эрудицию,
отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, с восторгом
окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей.
Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что, сосредоточенно
занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете
рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие
сорок лет с последующим получением хорошей пенсии. Все больше людей (включая и
тех, кто еще не получил высшего образования) начинают осознавать, что старый
рецепт успешной карьеры больше недействителен. Пришла пора искать новые пути.
У людей индустриальной эпохи основное
занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось — если немного утрировать
— в получении хороших оценок. Конечно, большое значение придавалось и другим
занятиям, таким как спорт, например, которые придают солидности автобиографии
при поступлении в вуз. Но если спросить прямо, что, по мнению родителей,
учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания молодых
людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым — оценки. Вы никогда не задумывались,
насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие
в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы
убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет
своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость — годы жизни с огромным потенциалом,
полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, — на получение красивых
бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы? Может,
вы до сих пор не заметили, но это довольно глупая система. Ее глупость
заключается в том, что если вы не хотите в дальнейшем работать в науке, то все,
чему вас научат, за исключением базовых профессиональных знаний, не окажет
никакого влияния на успех в сфере ваших профессиональных интересов. Развивая
свой практический интеллект, вы, напротив, сделаете очень большое вложение в
дальнейший успех.
Также, как развитие IQ выше среднего
уровня никак не связано с эффективностью в реальной жизни, оценки (над которыми
мы усердно трудимся на протяжении шестнадцати лет) выше средних значений никак
не соотносятся с высокими шансами на успех в жизни, большими достижениями или
чувством самореализации. Cравним жизни двух человек, от рождения имевших очень
высокие показатели умственного развития: Криса Лангана, «самого умного человека
в Америке», чей IQ переваливает за 200, и Роберта Оппенгеймера, научного
руководителя Манхэттенского проекта. Уровень их одаренности сопоставим, но один
из них (Оппенгеймер) сделал выдающийся вклад в историю, а другой (Ланган) не
может похвастаться ничем, кроме многочисленных попыток опубликовать свои
изыскания. Основное отличие заключается в том, что Оппенгеймер, в дополнение к
своему высочайшему интеллекту, обладал весьма развитым практическим
интеллектом, помогавшим ему правильно вести себя с людьми, от которых зависел
его успех. Все эти мелочи — знать, что, кому, когда и как сказать ради
получения наилучшего результата, — давались ему легко и непринужденно. Ланган
же, напротив, был почти лишен этого качества. Поэтому его имя нам и не
приходится часто слышать, когда речь заходит о существенных достижениях. После
того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой
эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры
его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление,
практический и социальный интеллект. Важно отметить, что все эти качества
формируются в условиях реальных жизненных ситуаций, а не в рамках формального
обучения. Образование — не образованность. Поверьте, я обеими руками
поддерживаю стремление к знаниям ради самих знаний и овладение инструментами
для лучшего понимания мира и общества. Чтобы в этом убедиться, достаточно
взглянуть на мои книжные полки, забитые книгами по философии, психологии,
политике, духовному развитию, поэзией, различными биографиями и всевозможной
научно-популярной литературой. Но разве нельзя проявлять любовь и стремление к
знаниям менее дорогостоящими способами, — например, читая книги самостоятельно
после работы и по выходным или записавшись на заочные онлайновые учебные курсы?
Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в
жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать. Решение получить высшее
образование принимается молодыми людьми на автопилоте, без малейшего учета
того, чего они на самом деле ждут от жизни. К сожалению, наше формальное
образование постепенно превратилась в систему, очень сильно ориентированную на
статус. Статус приобретается при четком выполнении конкретных правил. Получите
диплом, найдите работу, сделайте то или другое — и приобретете желаемый статус.
Такова надежно укрепившаяся иерархическая система нашего общества. Согласитесь,
учиться ради статуса — неправильно, и это всем известно. Мне ситуация в системе
образования напоминает о волшебнике из страны Оз, прячущемся за занавесом. Я
считаю, что наше формальное образование стало слишком ориентированным на статус
и на удивление далеким от того, что интересует людей, желающих добиться в жизни
успеха и оказать на окружающий мир позитивное влияние. И положение вещей
серьезно обостряется тем, что наше общество становится все более и более
прогнозируемым. Сегодня все стараются найти в жизни как можно более
прогнозируемое и безопасное занятие, а между тем в течение следующих нескольких
десятилетий мир будет становиться все более безумным, хаотичным и
непредсказуемым. К сожалению, система образования в нынешнем ее виде, от
детсадов до последипломного образования, не имеет ничего общего с гибкостью,
устойчивостью и адаптивностью. Она обучает узкому набору академических и
аналитических навыков, по большей мере не связанных с практическими реалиями
жизни, вдалбливает их в наши головы часами, днями, неделями, месяцами и годами.
Конечно, аналитические навыки нужны для успеха в изменчивом мире, но это далеко
не все. Успех, счастье, новаторство, достижения и лидерство зависят от целого
диапазона человеческих умений, большинству из которых не учат ни в школе, ни в
высшем учебном заведении.
Отрывок из книги
Майкла Эллсберга «Миллионер без диплома»
|