В школу с ощущением катастрофы. Исповедь замученного учителя.
При ставке в 18 часов
надо работать до 70 часов в неделю. Чему можно научить?!
«В
школу пошли очень большие деньги. Откуда же ощущение катастрофы?» - этим
вопросом накануне Дня знаний задался московский учитель русского языка и
литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод
Луховицкий. И сам ответил: «От осознания, что с каждым годом школе все
труднее».
Прежде всего, новый ученый год —
это новый федеральный государственный образовательный стандарт, новый «Закон об
образовании», новые правила и нормативные акты на местах. И каждый добавит
новых нюансов в жизнь школы, учителя и ученика, смешивая в одну кучу хорошее и
плохое.
Взять хотя бы указание президента
Путина повысить зарплату учителя до средней по региону, где он живет и
работает. Казалось бы, хорошо. Однако благими намерениями, как известно,
вымощена дорога отнюдь не в райские кущи.
На деле, разъяснил суть
происходящего Всеволод Луховицкий, значительное повышение зарплат педагогов
обернулось чудовищной интенсификацией их труда, а, говоря проще, невиданными
прежде переработками:
- По Трудовому кодексу работа
учителя должна вписываться в 36 часов в неделю, включая 18 часовую ставку
(время, которое учитель тратит на проведение уроков -«МК») и еще 18 часов
нерегламентированного времени (прочая учительская деятельность - «МК»).
Но просто повысить учительские зарплаты регионы не могут: на это нет средств.
Поэтому путь один: увеличение нагрузки. И вот уже из выступлений представителей
учительских профсоюзов на Московском августовском педсовете мы узнаем: теперь
учитель занят на работе 55-70 часов в неделю! При этом в классе у него не 25
человек, как раньше, а 30-33. А о таких вещах, как немыслимый вал отчетности,
бесконечные проверки и мониторинги (особенно, в Москве), отсутствие скоростного
интернета, вследствие чего учитель вынужден ставить оценки в электронные
дневники и журналы не на уроке, а дома, ночью, я уже и не говорю.
Правда, не все эти 70 часов
учитель проводит в классе, уточнил он «МК»: «Тут и проверка домашних заданий, и
встречи с родителями, и отсидка на совещаниях, и составление отчетов, и многое
другое. Но в целом масштаб переработок ужасен. И эта хроническая замотанность
учителей не может не сказаться на качестве преподавания. Таким образом, учить
детей в наступающем учебном году будут хуже».
Ухудшится и ситуация с
дополнительным образованием, не сомневается Луховицкий:
- По новому закону каждый ученик
в зависимости от возраста может претендовать на 4-6 часов бесплатных кружков в
неделю. А это значит, что ребенок, трижды в неделю посещающий занятия музыкой,
не сможет больше бесплатно заниматься в спортивной секции. При этом по
нормативу в группе дополнительного образования должно быть не менее 15 человек.
Ушел кто-то один — и группу закрыли. А чем виноваты остальные 14 детей?!
- Платить придется и за другое, -
предупреждает он. - Причем, формально — на законных основаниях. Например, за
подготовку к ЕГЭ. И сделать это школе проще простого: достаточно собрать родителей
выпускного класса и в качестве дополнительной — платной! - услуги предложить им
заплатить за специальные занятия по подготовке к единым госэкзаменам. Не
сомневайтесь: все согласятся! Тем более, что с формальной точки зрения, такого
урока в рамках образовательного стандарта и в самом деле нет, а, значит, и
данная услуга — однозначно дополнительная.
Еще одна неприятность — тотальное
сияние школ. В итоге ученики лишились привычного школьного коллектива,
потерявшись в конгломерате в 5 тыс. человек. И никто уже, как прежде, не будет
знать директора в лицо.
Но главная беда в другом, не
сомневается Луховицкий:
- В образовательной политике
России верх взяли бухгалтеры. Школа превратилась в предприятие, которое должно
давать прибыль, а образование — в услугу...
материал: Марина
Лемуткина
Прокомментируем, коллеги?
|